Чем опасен личный бренд?

Бум на личный бренд сродни спросу на айфоны. Готовых превратить обычного человека в «человека и пароход», уже, наверное, больше, чем желающих превратиться. Гуру (во множественном числе) личного брендинга столько, что лицу, не посвящённому в тонкости процесса, можно выбирать учителя по полу, внешнему виду, цвету и длине волос, тембру голоса и прочим атрибутам.

Чтобы хоть как-то дифференцироваться, продавцы личного бренда делятся на направления: личный бренд в MLM (их, кстати, больше всего сейчас), в HR (как рекрутировать с помощью личного бренда), в фешн, коучинге… и далее везде. При этом мало кто из них спрашивает: а нужен ли вам этот самый личный или персональный бренд? Оно и понятно: человек, задумавшийся над этим вопросом, может очень быстро передумать покупать курс по наращиванию репутации (личный бренд – это репутация, да).

Чтобы понять, что происходит и откуда торчат уши, углубимся немного в историю. Совсем чуть-чуть, потому что моде на «личный бренд» от силы года два, а самому термину немногим больше.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Личный бренд - это большая и чистая любовь

Корни персонального брендинга растут из пиара. Поэтому именно пиарщики были первыми, кто взялся раскручивать эту тему. Объяснять, что такое пиар и зачем он нужен – задача сложная, требующая обучения клиента сути и терминологии процесса. Неблагодарное, в общем, дело.

Ну, а с термином «бренд» пару лет назад уже было полегче. Очень многие понимали, что Кока-кола или Мерседес, или Эпл – бренды. Осталось совсем немного: спросить, а хочешь ли ты такую же известность, как айфон?

«Да кто ж её не хочет, барин…»

Безусловно, на этом поле, как и во всех других сферах и нишах бизнеса, есть добросовестные игроки, которые заботятся о клиенте, и есть «инфоцыгане», прочитавшие пару-тройку книжек и решившие…

Как в этом разобраться, если не брать в расчёт пол, цвет глаз, размер груди и прочие, чисто внешние, факторы «продающей упаковки»?

Самый важный критерий: добросовестные игроки вопрос «зачем?» зададут одним из первых. И этого, пожалуй, достаточно для принятия решения. Но: ответ на вопрос «зачем вам личный бренд?» у вас должен сформироваться раньше, чем вы начнёте выбирать себе гуру. Потому как в этом ответе кроется вся опасность персонального брендинга. Или, по-другому, формирования своей личной репутации в широких кругах и слоях общества. О достоинствах и преимуществах персонального брендинга рассказывается много и везде. А о «побочных эффектах» говорят буквально единицы.

ОПАСНОСТЬ ПЕРВАЯ: ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Личный бренд или, как это называлось раньше – самопиар (согласитесь, не очень благозвучно) опасен, прежде всего, своими преимуществами. Свалившаяся вам на голову известность может лишить покоя и сна и вас, и ваших близких. Яркий тому пример – звёзды эстрады, которым жёлтая пресса буквально не даёт прохода, заглядывая даже под нижнее бельё. Разумеется, вы не собираетесь идти на эстраду. У вас вообще будет чисто профессиональный бренд, ничего личного. И тут кроется другая опасность.

Сугубо профессиональное позиционирование, — когда вы пишете только о своей работе, демонстрируете исключительно свою экспертность, — делает ваш личный бренд однобоким, а аккаунт — скучным. Профессиональные посты надо разбавлять зарисовками из личной жизни, которых, опять-таки, не должно быть много. Где эта грань? Она у каждого своя. Кто-то, даже рассказывая о личной жизни, умудрятся интересно и органично вплести в рассказ профессиональные моменты и это интересно читать. Кто-то так не может. Как получится у вас – покажет только практика. И на этом пути надо быть готовым к перегибам в ту или иную сторону – они неизбежны. Не падая, ходить не научишься.

Резюме: если вы хотите вести бизнес, лёжа под пальмами на каком-нибудь острове, то развитие личного бренда – не ваш путь. Если же вы получаете несказанное удовольствие от погружения в работу с головой, то персональный бренд усилит этот эффект.

ОПАСНОСТЬ ВТОРАЯ: ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Есть у этой медали и оборотная сторона – медийность ключевых фигур в бизнесе. Публичность, несомненно, одна из важных сторон продвижения бренда компании или продукта. К слову, медийность и публичность – неизбежные и неотступные спутники личного брендинга. И здесь на карту помимо репутации самой персоны, ложится ещё и репутация всей компании.

Чем опасен личный бренд 1Примеров тому несколько. В июне прошлого года (а как будто вчера) хорошо известный журналистам, теперь уже бывший PR-директор «Мегафона» Пётр Лидов, комментируя ситуацию на митинге в поддержку Навального, назвал часть митингующих дегенератами.

Если интересны подробности – интернет помнит всё. Добавлю лишь, что отдуваться «Мегафону» пришлось не только извинениями, но и потерей определённой части клиентов.

Казалось бы, хороший урок всем пиарщикам и другим публичным персонажам. Но не впрок.

Не прошло и года, как в апреле 2018-го тоже уже бывший PR-директор «Леруа Мерлен» Галина Панина пошла на поводу у эмоций и назвала россиян, радовавшихся победе нашей сборной на каком-то подготовительном этапе к ЧМ-2018 «ваткой». Надо признать, для эмоций был повод. Это объясняет ситуацию, но не оправдывает её. Итог тот же.

Чем опасен личный бренд 2Всем, кто планирует раскручивать свой личный бренд как представителя компании, бренда и так далее, один простой совет: забудьте про личное мнение. Всё, что вы скажете или напишите в своём аккаунте в сети, в блоге, – хотите вы этого или нет – люди будут напрямую ассоциировать с политикой компании и бренда, которые вы представляете. И никакие оговорки из серии «это моё личное мнение, прошу не связывать его с позицией моей компании» не помогут: и свяжут, и обвинят.

ОПАСНОСТЬ ТРЕТЬЯ: ВЕКТОР PR

Подобные примеры можно приводить и дальше. Совсем свежий случай — продовольственная сеть «Магнит». После выкупа её у владельца Магницкого акции компании упали в цене более чем в два раза. При этом акции кондитерской фабрики «Коркунов», несмотря на продажу компании собственником, по-прежнему в цене. В чём разница ситуаций с «Магнитом» и «Коркуновым»? Ответ на этот вопрос оставлю вам в качестве домашнего задания: пишите в комментариях свои версии, обсудим 🙂 Подсказка: ответ кроется в pr-компаниях, развёрнутых в обоих случаях.

ВЫВОД

В заключение скажу, что личный/персональный бренд, репутация и имидж – это обоюдоострые инструменты, которыми надо уметь пользоваться. Кухонным ножом можно нарезать салат, а можно убить человека. В пиаре – простите, в личном бренде — аналогично.

Но если всё же ответ на вопрос «зачем вам личный бренд?» найден, будем рады помочь вам в его построении по всем правилам – от фундамента до популярности. Звоните +74957989209.

Дмитрий Тыщенко,
pr-стратег, совладелец
брендингового агентства GORCHICA

 

Читайте также:
Как вы бренд свой назовёте…
Брендинг, техники продаж и теория архетипов